Что такое дошкольная дефектология: диагнозы и актуальные проблемы логопедии

Развитие детей волновало ученых ещё в древние времена. Ещё в Древней Греции были труды, которые содержали статьи о развитии детей, которые умственно отстают от своих сверстников и что можно сделать для того, чтобы они как можно лучше адаптировались в жизни. Особо значительных успехов в этом отношении смог достичь великий ученый того времени Аристотель, который уже в то время смог понять, что все проблемы заключаются в том, что психическое развитие ребенка отличается от общепринятого, именно от этого возникают все проблемы. Однако, к большому сожалению, те времена были такими, что ещё не было разработано методик, благодаря которым такие дети могли бы развиваться, так что все приводило к тому, что они просто не могли развиваться, что обрекало их на участь изгоев.

Однако, по прошествии времени, медицина из примитивной стала весьма прогрессивной и тогда очень актуальными стали вопросы о том, каким образом можно помочь таким детям, как сделать так, чтобы они смогли адаптироваться в реальной жизни. Именно поэтому появилась такая наука, как дефектология, которая стала стремительным образом развиваться, главным объектом её изучения являются именно «аномальные» дети, изучаются вопросы закономерности их развития, каким образом их следует воспитывать и обучать, какие методы для этого следует применять. И очень важными вопросами дефектологии являются аспекты приобщения таких детишек к нормальному труду и жизни среди обыкновенных людей.

О некоторых исторических аспектах

Если говорить о дошкольной дефектологии, как науке, то она имеет прямое отношение к педагогической практике, здесь научно познаются дети самых разных возрастов. Речь идет о тех детях, которые имеют некоторого рода отклонения в развитии, причем такие отклонения могут быть, как физического, так и умственного характера. По таким причинам дети не имеют возможности получать образование и воспитание в тех условиях, в которых это делают остальные дети, развитие которых среднее и приближено к норме. То есть здесь существует определенная культура, в которую некоторые дети просто не вписываются.

Если же говорить о самом термине «дефектология», то здесь имеет место происхождение от двух слов «отсутствие» и «мысль» (все это в переводе с латинского языка). То есть понятно, в чем состоит основа — образовательная и обучающая деятельность для детей дошкольного возраста, которая заключается не только в теории, но и в практике, с диагностированными недостатками развития, которые могут быть, как психическими так и физическими.

Дефектология как отрасль педагогической науки широко развивается во многих государствах, там в основном речь идет о специальной программе обучающего характера, а также о педагогической деятельности лечебного характера. Все это направлено на образовательную деятельность детей, которые имеют отличия в своем развитии от других.

Дефектология как наука получила широкое развитие в начале прошлого столетия, именно тогда на детей с умственной отсталостью взялось государство на самом серьезном уровне. Очень важным для развития такой науки стала время окончания революции, когда государственная власть решила заниматься серьезно детьми посредством образования специализированных учебных заведений, где работали выдающиеся специалисты того времени. Дошкольная наука дефектология изучалась на самом высоком уровне и успехи были достигнуты самые серьезные.

Если говорить о настоящем времени, то в Российской Федерации имеется много организаций, где обучаются дошкольники. Здесь разрабатываются и организуются все процессы, с помощью которых осуществляется воспитание и обучение таких детишек, очень важным аспектом является подготовка детей к отношениям социально типа , и очень важно отметить то, что таким детям дают возможность максимально комфортно адаптироваться в обществе людей.

Какие цели ставит перед собой дошкольная дефектология?

Такая наука прежде всего ставит перед собой цели изучать индивидуальность детей с различными патологиями, учитывать их особые потребности. Также важной целью является выявление природы дефекта, очень важно определить его причины и следствие то, насколько он влияет на развитие психики. Внимательным образом изучается закономерность детского развития, их обучающего процесса, также очень важно приобщать детей, которые имеют определенного рода отклонения к определенным нормам социального и педагогического характера, очень важно то, чтобы такие дети максимально быстро и комфортно для себя приспособились к современной повседневной жизни. Помимо того наука включает в себя изучение обобщения, систематизации и внедрения имеющихся результатов в практическую деятельность для того, чтобы личность ребенка максимально совершенствовалась.

Современная дефектология имеет различные методы, однако цель у них едина — объективным образом исследовать недостатки физического и психического характера у детей. Именно так должен осуществляться научный подход, которые включает в себя главные задачи дефектологического характера. И к таким задачам, прежде всего, относятся:

  • организовать должным образом план обучения и в плане обучающих программ организаций для обучения детей дошкольного возраста, предназначенных для обучения детей с определенными аномалиями;
  • сделать все для становления личности ребенка, если его жизненные возможности ограничены;
  • необходимо сформировать все классификации для таких пациентов (разработанные педагогами и психологами), как дети дошкольного возраста с различными аномалиями;
  • необходимо разработать подход рационального типа ко всем процессам восприятия и для того, чтобы такие дети имели возможность развиваться полноценно, не смотря на ограниченные возможности;
  • необходимо делать все возможное, чтобы максимально эффективно корректировать недостатки, которые имеются у детей, когда они начинают воспринимать и познавать мир;
  • необходимо обосновывать методы, которые используются в обучении, а также организовывать специально разработанные упражнения, с помощью которых есть возможность создавать максимально подходящие условия для воспитательной деятельности детей с определенными патологиями;
  • находить цели основного характера, направления, ставить задачи, помимо этого разработать концепции и системы для детей, которые нуждаются в образовании специального типа;
  • сделать обобщение приобретенного опыта, внедрить результаты полученных исследований и начать разрабатывать новые образовательные приемы, которые более совершенны;
  • делать прогнозы определенного характера, которые имеют отношение к области образования специализированной направленности;
  • исследовать и внедрять механизмы, которые разработаны психологами и педагогами, разного рода методики, с помощью которых можно осуществлять деятельность профилактического характера и разного рода патологий;
  • искать разные пути и способы для того, чтобы улучшить жизнь детей, которые имеют определенные аномалии различного характера, создать им все условия для максимально приемлемых условий для жизни.

Однако такие цели носят локальный характер, главное же — делать все для детей, которые имеют особые нужды, для них нужно сделать все, чтобы открыть все возможности, они должны принимать посильное участие (а лучше всего, если активное) в жизни общества, их жизнь должна быть максимально насыщенной и для этого сегодня имеются все условия. При повышении квалификации педагоги получают новые знания, которые помогут детям с некоторыми аномалиями в полной мере.

В чем заключается учебная концепция?

В основе современной дошкольной дефектологии лежат принципы, посредством которых имеется возможность действовать как коррекционными, так и педагогическими методами. Такая научная деятельность ставит основной целью максимальным образом содействовать развитию детей с определенными патологиями, сделать все для становления их, как личности. Все это имеет отражение в программах обучения для детей дошкольного возраста.

Если говорить о социальном обществе и педагогической деятельности, то воспитывать детей дошкольного возраста, которые имеют определенные дефекты (здесь речь может идти и о физических и психических отклонениях), то это представляется довольно сложной задачей. То же самое можно сказать о способах их обучающего процесса и социализации. Однако, есть решения в целях дефектологии, то есть нужно делать все, чтобы обеспечивать условия для того, чтобы дети с некоторыми аномалиями готовились к образовательному процессу, при этом должны приниматься во внимание их возможности, возраст и критерии индивидуального характера. Все делается для того, чтобы образование максимально помогало таким детям адаптироваться в реальной жизни.

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенность утверждать, что основная цель такой науки, как дефектология является развивающий процесс детей с определенными проблемами, которым требуется последующая адаптация в современном социуме, чтобы им было дано максимально полноценное образование. Для этого активным образом применяются специальные программы образовательного характера, такое образование способствуют осуществлению полезной и познавательной деятельности, для того, чтобы в организации отношений у таких детей не возникало никаких осложнений. Так как не редко именно они становятся причиной разного рода отклонений и изменений деструктивного характера в поведении таких детей.

Имеется и переподготовка воспитателей дефектология для которых является призванием, чтобы их деятельность осуществлялась максимально эффективным образом.

Основные принципы обучающего процесса

При осуществлении научной деятельности, дошкольная дефектология принимает во внимание основные принципы психологического и педагогического характера, именно такие принципы лежат в основе познания научным способом детей, которые имеют различные отклонения:

  • должна быть единая направленность на весь педагогический процесс;
  • необходимо систематизировать весь педагогический процесс, он должен быть единым;
  • подход должен быть максимально гуманистическим;
  • необходимо использовать приемы комплексного характера;
  • к ребенку с определенными аномалиями должен быть подход максимально уважительного характера, как к полноценному индивидууму;
  • требования, предъявляемые к ребенку, должны носить исключительно разумный характер, все должно в полной мере соответствовать его возможностям;
  • все внимание необходимо сосредотачивать исключительно на аспектах положительного характера;
  • педагогические методы должны быть прямыми и параллельными, то есть они должны быть совмещены;
  • нужно учитывать принцип активного и сознательного участия детей в развивающем процессе, учитывая специальные программы, здесь речь идет о воспитании, обучающем процессе и образовании.

Вспомогательные принципы обучающего процесса

Есть и вспомогательная сторона дефектологии, здесь все опирается на особые принципы деятельности коррекционной и педагогической направленности:

  • все диагностические и коррекционные процессы должны быть объединенными;
  • необходимо систематизировать задачи, с помощью которых можно корректировать и развивать деятельность наравне с профилактикой;
  • необходимо самым внимательным образом изучать детские потребности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, все это должно закладываться в программы образования;
  • очень важно объединяться с ближайшим окружением, которое имеет социально-значимый характер.

Помимо этого ученые-дефектологи разрабатывают новые методы и средства, которые соответствуют научным целям и помогают детям с ограниченными возможностями получать всю необходимую помощь, таким образом поддерживаются все принципы такого направления.

Очень много ученых посвятили такой науки серьезные труды, по которым и сегодня обучаются педагоги. Здесь отмечаются лапшин пузанов автор основы дефектологии и выготский л с автор основы дефектологии.

Какие области составляю основу дефектологии?

Такая наука является единой и самостоятельной отраслью, она ставит задачи наблюдать и оказывать помощь специального характера детям с аномальными явлениями. Также нужно отметить, что дефектология имеет самые тесные связи и с иными науками, такими, как социология, психология, педагогика, психиатрия и невропатология. Это объясняется тем, что аномальные явления могут возникать по совершенно разным причинам, их течение и последствия также могут быть разными. Так что и связь дефектологической науки с другими научными направлениями носит явный и разнообразный характер.

Если говорить о целях дефектологии, то они во многом совпадают с педагогикой, тем менее первая отличается уникальностью своей концепции, здесь выделяются специальные воспитательные о обучающие системы детей, которые имеют определенные патологии в своем развитии.

Есть такие сферы, в которых дефектология практикуется непосредственным образом, и разделы дефектологии здесь такие:

  • сурдопедагогика является отдельным направлением, рассматривающим проблемы детей с глухотой, здесь разрабатываются методы их воспитания и обучения;
  • тифлопедагогика изучает детей, которые имеют проблемы со зрением;
  • логопедия — систематизирует все знания теоретического характера, с помощью которых можно осуществлять деятельность практического характера для воспитания и обучения детей, которые имеют нарушения с речью. Логопедия для дошкольников является очень важной составляющей, чем успешнее она будет развиваться, тем лучше дети смогут общаться. Здесь активно применяется специальная гимнастика для языка, такая гимнастика была разработана ведущими логопедами, если гимнастика для языка выполнятся должным образом, то это в скором времени дает положительный результат. Но при этом необходимо быть максимально внимательными и терпеливыми, только тогда можно на это надеяться.

Заключительная часть

Специальное дефектологическое направление есть для малышей, которое имеет свой профиль. Структура такого обучения может быть разной, однако цель всегда одна — устранение речевого дефекта. Здесь можно сказать и об избавлении дефекта при дизартрии. На эту тему написано немало трудов, если обратить внимание на некоторые научные статьи, то становится видно, что логопедическая наука предусматривает выполнение специальных упражнений для устранения речевых дефектов.

Для проведения исследований научно-педагогического характера существуют определенные методы:

  • надо сначала произвести наблюдение, а затем собрать все имеющиеся данные о ребенке, его развитии и имеющихся нарушениях;
  • очень важно осуществить своевременную и точную диагностику;
  • исключительно важно находится в постоянном контакте с ребенком;
  • ребенка необходимо поместить в специальные условия, чтобы проверить имеющиеся гипотезы.

Очень важно принимать во внимание то обстоятельство, что на конечный результат воспитания, обучения и образования влияют недостатки, которые у ребенка имеются. Причем, все здесь строится на индивидуальной основе, то есть, если одного ребенка можно эффективно лечить одним способом, это совершенно не означает, что аналогичным способом можно лечить и другого ребенка, результат может быть совершенно иным. Для того, чтобы выбрать максимально оптимальные воспитательные и образовательные программы для работы с аномальными детьми, необходимо принимать во внимание их возраст, а также очень важно обратить внимание на тот период, когда у ребенка начались нарушения. Если речь не идет а патологиях врожденного характера. Все это нужно принимать во внимание при воспитании и обучении ребенка.

Дело в том, что причиной патологии у ребенка могут быть различные травмы (они могут носить и производственный характер), катаклизмы природного характера, ребенок мог попасть в ДТП, быть на территории проведения военных действий, а также стать жертвой преступлений экологического характера.

Именно такие процессы и обучение оказывают на детей дошкольного возраста с определенным нарушением физического или психического характера значительное влияние и дает возможность жить максимально комфортно в современном обществе. Если все делать правильно, очень скоро таким детям не придется получать образование по каким-то специальным методикам, если им не будет оказана помощь в нужное время, то это может принести серьезный вред. Очень важно начать процесс воспитания и обучения именно в дошкольном возрасте, когда закладываются все основы, в противном случае можно столкнуться с тем, что процессы развития существенно тормозятся, также можно наблюдать и другие негативные последствия.

Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЛОГОПЕД. ЧАСТЬ 1.
Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Птицы для детей - как клокочет индюк?
Занятие по развитию речи для малышей 2- 3 лет.
Логопедические распевки для детей подряд. слушать без остановки
Гимнастика для языка с ребенком. Логопедической упражнение
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА и МАССАЖ ДЕТЯМ★от 1г до 4 лет
Детство на
Тяжелые нарушения речи,СДВГ, дизартрия. Коррекция ТНР, СДВГ, дизартрии.
Логопедические упражнения для детей 4-5 лет
Звук Ш. Как научиться выговаривать звук Ш за 5 минут?
ЛОГОПЕД|ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ|ДИАГНОСТИКА В ПОЛИКЛИНИКЕ
Логопедические сказки. Логопедическая сказка
Логопедия. Мастер-класс по зондовому массажу для детей с недоразвитием речи
Как растянуть уздечку языка? Логопедические упражнения.
Современные тенденции образования детей с нарушением слуха
Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Водный транспорт. Воздушный транспорт. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЛОГОПЕД. ЧАСТЬ 1. Машины сказки. Логопедические занятия для малышей. Птицы для детей - как клокочет индюк? Занятие по развитию речи для малышей 2- 3 лет. Логопедические распевки для детей подряд. слушать без остановки Гимнастика для языка с ребенком. Логопедической упражнение УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА и МАССАЖ ДЕТЯМ★от 1г до 4 лет Детство на Тяжелые нарушения речи,СДВГ, дизартрия. Коррекция ТНР, СДВГ, дизартрии. Логопедические упражнения для детей 4-5 лет Звук Ш. Как научиться выговаривать звук Ш за 5 минут? ЛОГОПЕД|ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ|ДИАГНОСТИКА В ПОЛИКЛИНИКЕ Логопедические сказки. Логопедическая сказка Логопедия. Мастер-класс по зондовому массажу для детей с недоразвитием речи Как растянуть уздечку языка? Логопедические упражнения. Современные тенденции образования детей с нарушением слуха
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: