Актуальные проблемы современной логопедии и методы исправления патологий

Дизартрия представляет собой недуг, при котором развитие речевого аппарата имеет определенные нарушения. Форм такого заболевания существует несколько, они зависят от того, насколько поражен головной мозг. При болезни лицевые и языковые мышцы либо совсем неподвижны или малоподвижны. На сегодняшний день недуг у детей достаточно распространен, причем не редко он сопутствует ДЦП.

Причинами недуга могут быть определенные осложнения во время протекания беременности или родами, которые прошли с разными проблемами. Также виноваты могут быть тяжелые травмы, которые могут иметь место, как до,так и после рождения и такие недуги, как менингит и энцефалит.

В лечении больших успехов достигла логопедия как наука, которая помогает бороться с речевыми нарушениями. Связь логопедии с другими науками очень тесная, здесь можно называть психологию, педиатрию. Методы логопедии могут быть разными, все зависит от конкретной ситуации, при этом методы логопедии всегда учитывают индивидуальные особенности организма, и здесь, если одни методы логопедии помогли одному человеку, то это далеко не всегда означает, что они будут такими же успешными и для другого. Принципы логопедии основаны на том, чтобы максимально эффективно помочь пациенту, при этом никоим образом не навредив ему.

Учитывая тяжесть протекания болезни, врач назначает лечение, которое имеет корректирующую форму, при этом больной ребенок должен находиться под наблюдением невролога и логопеда. Именно невролог может назначать такие процедуры, как лечебный массаж, физкультуру и иглоукалывание. А вот мелкую моторику пациента осуществляет уже логопед, он же массажирует ладошки и язык, занимается дыхательными упражнениями, работает над улучшением артикуляцинного аппарата следит за тем, чтобы ребенок мог правильно произносить слова. Здесь все подробно описывает логопедия в таблицах и схемах специально характера.

Если такая болезнь наблюдается в детском возрасте, то её вполне возможно вылечить, при этом необходимо неукоснительно придерживаться всех врачебных рекомендаций и хотеть по-настоящему выздороветь. Так что, переоценить значение логопедии сложно, именно эта наука занимается тем, чтобы человек мог свободно общаться в социуме, так что понятно, почему высокое значение логопедии поняли уже давно.

Каким образом осуществляется языковой массаж

Такой массаж имеет определенные особенности, процесс заключается в совокупности действий физического характера, которые своей целью имеют улучшить состояние определенного органа, в данном случае речь идет о языке. Когда наблюдается дизартрия, то массаж логопедического типа является необходимой процедурой, с помощью которых можно достичь таких целей:

  • если тонус мышц повышен или понижен, то это устраняется;
  • техника словесного произношения постепенно меняется в лучшую сторону;
  • кислородный обмен промеж тканями и кровью активизируется;
  • функции артикулярного типа увеличиваются.

Такая процедура должна проходит под контролем логопеда, также этим может заниматься дефектолог или специалист, который обучен подобной методике и разбирается в мышцах речевого аппарата. Однако, процедура применяется только после того, как её одобрил врач. Педиатр и невролог перед этим должны подтвердить, что у ребенка нет никаких противопоказаний для проведений. Первым делом осуществляется оценка аппарата артикуляционного типа пациента, при этом используется метод пальпации, для того, чтобы определить стадию недуга, выполняется несколько определенных упражнений.

Если говорить о длительности процедуры, то здесь все зависит от того, в каком возрасте находится ребенок и каково количество занятий. Обычно, первичный цикл упражнений составляет 6 минут, а когда он подходит к концу, то сеанс может составлять уже 20 минут. Если речь идет о малышах, которым ещё нет 3 лет, то не стоит делать упражнения дольше 10 минут, до 7 лет можно делать их уже 15 минут, а после 7 лет и все 25 минут.

Однако, имеются и определенного рода противопоказания:

  • вирусные недуги, вызванные инфекцией;
  • наличие такого стоматита или конъюнктивита;
  • наличие рвотного рефлекса;
  • герпес на губе.

Если маленький пациент плачет и кричит, то это не означает, что процедуру нужно прекратить. Просто нужно быть очень осторожными и дождаться того, пока малыш успокоится. Здесь можно почитать определенную литературу, например Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Также можно почитать теоретические основы логопедии, сделать шпаргалки по сложной логопедии, почитать «Логопедия: методическое медицинское наследие», разобраться в том, что собой представляет классификация речевых нарушений в логопедии и какие упражнения являются наиболее эффективными. В этом отношении хорошим автором является Лалаева, именно по её трудам многие студенты и готовятся.

Логопедические инструменты

Необходимо отдельно остановиться на некоторых элементах, которые имеют вспомогательную форму и которые могут активно использоваться во время выполнения массажа. Речь идет о так называемых специальных зондах, которые могут быть изготовленными как из пластмассы, так и из металла. Форма их может быть самой разной: вилка, грибок, усы, шарик. Так что именно применение зондового массажа показано при таком недуге, так что родители могут совершенно не волноваться по поводу того, что логопед при проведении процедуры держит в руках какие-то странные предметы.

Примечательно, что может быть и логопедический массаж при сильной дизартрии для взрослых, его логопедия для всех взрослых настоятельно рекомендует. Надо отметить, что логопедия для многих взрослых предусматривает свои методы лечения и если правильно использовать все лечебные предписания, то логопедия для многих взрослых обязательно поможет очень эффективно. Также применяется логопедия в средней школе.

Каким образом выполняется массаж

Осуществлять такую процедуры можно в двух позах:

  • человек садится, при этом надо задействовать высокий подголовник (в этом качестве может свободно использоваться обычая коляска или детское кресло);
  • человек может лечь, а под шею подкладывается подушка. Руки надо вытянуть вдоль тела ноги сгибаются в коленях, плечи поднимаются, голова запрокидывается.

Перед тем, как начать проводить такую процедуру очень важно расслабить все мышцы челюсти и шеи, поскольку у них непосредственная связь с языком. Для того, чтобы растянуть мышцы языковых корней, необходимо выполнять специальные упражнения:

  • большой палец положить на язык, пару пальцев под него, теперь нужно вращать языком сначала направо, потом налево причем делать это нужно раз 5;
  • язык надо накрутить на указательный палец, подтянуть его вперед, а потом раскрутить. Причем такие действия должны выполнятся спокойно, не спеша.

Для того, чтобы полученный результат принес максимально положительный эффект, настоятельно рекомендуется использовать специальные зонды. Такие упражнения оказывают на язык максимально положительные влияние, способствуют развитию его гибкости и подвижности, а ещё отлично корректируется произношения самых разных звуков. При этом, очень важно учитывать, чтобы такие языковые упражнения не становились причинами болевых ощущений у ребенка, допустим только определенный дискомфорт.

Можно привести несколько примеров таких упражнений, которые успешно используются при дизартрии:

  • шариковый зонд проводится вдоль мышц продольного типа, таким образом они укрепляются, повторять нужно раз 10;
  • нужно укреплять не только продольные, но и поперечные мышцы языка, для этого языковые точки сдавливаются зондом из пластмассы, причем от корня нужно передвигаться к кончику, делается так 6 повторений;
  • мышцы поперечного типа поглаживаются зондом из пластмассы раз 9-10;
  • берется зонд, имеющий игольную форму и им надо слегка обколоть язык и делать это 10 секунд;
  • гладить языковые бока;
  • для того, что укрепить все мышцы, надо помассажировать язык пальцами, перед этим их следует обернуть марлей. Такая процедура длится 8 секунд;
  • можно делать круговые, спиральные, перетирающие движения, причем это нужно делать не только на верхней, но и на внутренней поверхности;
  • зондом надо надавливать, при этом надо взяться за кончик языка и им потрясти;
  • языковые бока надо сжать на пару секунд, раз 10 повторить;
  • край языка пощипливается, затем похлопывается, а потом зондом надо повибрировать.

Подобные массажные упражнения надо делать каждый день по 2-3 раза. Естественно, специалистом могут выполняться и иные упражнения, нужно только смотреть за тем, чтобы у детей не было противопоказаний. Массаж с помощью зонда помогает достичь высоких результатов, когда развивается детский речевой аппарат работоспособность мышц значительно повышается, звуки произносятся лучше.

Если все выполнять правильно, то постановка звуков будет налажено, особенно актуально постановка звука р, который многие дети не выговаривают. Также можно убрать нарушения голоса, конечно, для этого потребуется не одно занятие, однако, каждое занятие приближает к желаемой цели.

Заключительная часть

Логопедический массаж должен осуществляться на регулярной основе и выполняться правильным образом. Если речь идет о детях, которые имеют среднюю степень недуга, то заметные сдвиги можно наблюдать уже через 2 курса, произношение становится существенно лучше. А конкретно такой массаж помогает следующим образом:

  • существенно сокращаются патологические процессы, которые влияют на работу речевого аппарата;
  • мышцы приводятся в рабочее состояние, причем речь идет о тех мышцах, которые раньше не функционировали;
  • наблюдается заметное улучшение дикции;
  • ребенок проводит много движений артикуляционного типа;
  • лицевые мышцы приводятся в тонус.

Надо отметить, что если дети младшего возраста вызывают подозрения на предмет развития дизартрии (то есть малыш часто поперхивается, когда его кормят грудью. Молоко в большом количестве не попадает в рот. Сосательный рефлекс наряду с лицевой мимикой нарушен и слишком обильно выделяется слюна), то необходим начинать массаж, когда ребенок достиг 3 месяцев. Несомненно, необходимо учитывать юный возраст маленьких пациентов, так что все упражнения должны носить исключительно щадящий характер и длиться не долго.

Такой массаж можно проводить и дома, причем делать его могут родители самостоятельно, только перед этим нужно овладеть специальной техникой под руководством опытного логопеда. В теории, после проведения таких занятий никаких расстройств быть не должно, именно для этого выполняется специальная гимнастика.

Управление мозгом человека (Познавательное ТВ, Сергей Савельев)
Логопед. Постановка звука Р. Как научиться произносить звук Р.
Логопед для взрослых. Постановка звука Р
Логопед звук Р. Современная методика 2014 года. Рассчитаная на занятие дома. Правильно и лекгко
Сам себе логопед. Логопед для взрослых.
Логопедический массаж, мастер-класс. Robinzon.TV
Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics.
Видеоурок по русскому языку
Логопед. Постановка звука Ш. Как научить ребёнка произносить звук Ш.
Логопед постановка звука Р (часть1) по подражанию
Как научиться выговаривать букву Р - Постановка звука Р - Как произносить букву Р
Домашний логопед. Артикуляционная гимнастика.
Постановка звука
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: